Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964), русский поэт, переводчик,
драматург, литературный критик, редактор. Самуил Маршак родился 22 октября (3 ноября) в Воронеже, в еврейской
семье, отец его, Яков Миронович (1855—1924), работал мастером на
мыловаренном заводе. Мать — Евгения Борисовна Гительсон — была
домохозяйкой. С
раннего детства он писал стихи. В 1902 году вместе с семьей переехал в
Петербург, где случай помог ему познакомиться с В. В. Стасовым ( известный русский критик и искусствовед), а через него с Ф. И. Шаляпиным и М. Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого
мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, был
определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е.
П. Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства
Горького и Шаляпина. С 1907 году, вернувшись в Петербург, начал
выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века –
«Сатириконе». В 1912–1915 годах жил в Англии, слушал лекции на
филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в
1915–1917 годах в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др.
изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р. Бернса, У. Блейка,
У. Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Вернувшись в
Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам –
жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 года в Екатеринодаре
(Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских
учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и
один из первых советских театров юного зрителя. Для него Маршак и
поэтесса Е. И. Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак)
писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).
В 1922 году переехал в Петроград, где стал заведующим
литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали
выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь
маленьких читателей: "Детки в клетке", "Пожар", "Сказка о глупом
мышонке" (все 1923), "Цирк", "Мороженое", "Вчера и сегодня" (все 1925),
"Багаж" (1926), "Пудель", "Почта" (обе 1927), "Вот какой рассеянный"
(1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак
(как и К. И. Чуковский
и Д. И. Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные,
фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей,
птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех,
сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу
которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без
принуждения и скуки.
Жанровое разнообразие поэзии Самуила Маршака (маленькая стихотворная
новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка,
считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом,
виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью
музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых
и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по
выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход
россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.
Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20
века, Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской,
Государственные премии 1942, 1946, 1949, 1951). Свидетельством широты и
мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из
Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт
сделал фактом русской литературы. Стихи самого Маршака переведены на
многие языки народов мира.
Самуил Яковлевич Маршак умер в Москве 4 июля 1964 года.
Самуил Яковлевич Маршак всегда останется любимым детским писателем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий